Будни военного священника

статья из православного альманаха Видновского благочиния Московской епархии РПЦ

– Здравствуйте, отец Дмитрий. Расскажите о себе и о том, как Господь сподобил Вас принять благодать священства.

Путь довольно долгий и непростой. Я родился и вырос в Калининграде, в самой обычной семье. Папа ходил на рыболовных кораблях в море, мама – инженер. У меня есть сестра, которая младше меня на три года.

Калининград – бывший Кёнигсберг, город в восточной Пруссии, который был славен своим университетом и своей философской школой. Но он, к сожалению, не имел православных храмов, так как до присоединения этой территории к СССР был населен преимущественно лютеранами, поэтому принять православное таинство Крещения было негде. О вере мне никто не рассказывал – в то время это было не принято.

В школе я учился хорошо, занимался спортом. После окончания школы поступил в Военно-инженерную космическую академию им. А. Ф. Можайского в Санкт- Петербурге, где получил специальность «Испытание летательных аппаратов». Это известный вуз со строгими требованиями, и время, проведенное там, мы посвящали только учебе. Но Санкт-Петербург – это еще и город-музей, город со сложившимися культурными и историческими традициями. Поэтому, получая редкие увольнения, ходили в кино или театры.

Однажды, гуляя по городу, я зашел в Александро-Невскую лавру. И тут, присутствуя некоторое время на службе, неожиданно ощутил, что песнопения льются откуда-то сверху. Это было так необычно, вызывало такое непередаваемое эмоциональное состояние, что просто дух захватило. Потом как-то на Пасхальной Седмице попал на вечернее богослужение во Владимирский собор, что у Петровского стадиона. Диакон во время каждения так проникновенно приветствовал прихожан возгласом «Христос воскресе!», что впечатление от этого осталось на всю жизнь.

Будни военного священника. Студенческие годы отца Дмитрия
Студенческие годы отца Дмитрия
 

Потихоньку в душе складывалось осознание чего-то Высшего, какой-то страх перед Богом, и от этого появилось естественное (как я теперь понимаю) желание принять таинство Крещения. С выбором храма определился, когда мы с однокурсниками гуляли по колоннаде Казанского собора на Невском проспекте – бывшего музея «Религии и атеизма». Из-за колонны появились две бабушки и спросили, почему, дескать, не на службе. Мы ответили, что некрещеные. Тогда они указали на храм Рождества Иоанна Крестителя, что на Каменном острове. Там, сказали, служит старенький батюшка, он окрестит вас с полным погружением. А мимо этого храма я уже как полтора года ездил на трамвае в общежитие. Через некоторое время в одну из суббот февраля 1994 года я принял таинство Святого Крещения. К сожалению, в те времена не проводили огласительные беседы, поэтому мое воцерковление происходило позже и постепенно.

Будни военного священника. В звании капитана
В звании капитана

Потом был выпуск из Академии, и я уехал к месту службы – в Архангельскую область на северный космодром Плесецк. За три года службы принял участие в 12 запусках ракет космического назначения. Времена на мое поколение выпали непростые –перестройка, инфляция, новые деньги и т.д., в общем, как раньше говорили, смутное время. Финансирование армии в то время было очень плохое: мы питались в офицерской столовой части в кредит, а расплачивались, когда выдавали зарплату – 1 раз в 3-4 месяца. Там на космодроме я встретил ребят, с которыми мы вместе уже осознанно пришли к вере. Тогда появилось желание посвятить свою жизнь служению Богу. Но как это все будет, я даже не мог себе представить.

…Первый раз я исповедовался перед Рождеством Христовым в 1998 году, а причастился впервые уже после увольнения из армии, в Великий Пост того же года в храме святого благоверного царевича Димитрия, что при Первой Градской больнице в Москве. Летом 1998 года поступил на вечернее отделение богословско-пастырского факультета Православного Свято-Тихоновского богословского института. Учиться было нелегко. Надо было снимать жилье, где-то работать, алтарничать в храме. Но Господь все устроил чудесным образом. Послушание алтарника я проходил в нескольких храмах Москвы и Московской области.

Богословский институт окончил в 2002 году со степенью бакалавра теологии, в том же году женился. В Видновское благочиние попал в мае 2005 года. Проходил послушание алтарника в Богородице-Рождественской Церкви с. Тарычево и в Успенской Церкви г. Видное. А когда собрал документы на хиротонию и выяснилось, что я офицер запаса, было принято решение направить меня для дальнейшего прохождения службы уже в священном сане в воинский храм святого благоверного князя Александра Невского, в гарнизоне Петровское. Так Господь направил меня дослуживать обратно в армию. И хиротонии у меня были: дьяконская — на пророка Илию, а священническая – в день памяти святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба – покровителей русского воинства.

- Читателям также интересно узнать о воинском храме. Как все начиналось (закладка, стройка, освящение и т.д.)?

В храм прибыл в августе 2005 года. Он находился в стадии строительства. В октябре 2004 года в храме случился пожар. Сгорели колокольня и дом причта. К зиме 2004-2005 года удалось закрыть крышу и зашить досками выход на колокольню. Первоначально храм был устроен в списанном деревянном здании почты, которое передали прихожанам. Богослужения начались в ноябре 2003 года и совершались клириками Видновского благочиния священниками Сергием Сваловым, Сергием Анискиным, Романом Майсурадзе.

В 2004 году, еще до пожара, храм был перестроен в виде креста. Здание получилось каркасного типа. Свободное пространство между несущими балками заполнили брусом. Где-то клали паклю, где-то пену, где-то сквозь стены было видно небо. Самой тяжелой была первая зима. Несмотря на то, что в храме работали отопительные батареи, сквозь щели в стенах выдувало все тепло. Приходилось служить в валенках, а руки иногда замерзали так, что не могли держать копие, когда надо было раздроблять Святой Агнец.

На первый праздник Крещения Господня, когда я снял куртку для того, чтобы было легче освящать воду, прихожане вздохнули так, как будто я собирался совершить смертельный номер. Но Господь помог. Откуда ни возьмись, появился фонд, который помогал строить храмы в воинских частях и в тюрьмах. Они помогли выполнить нам внутренние отделочные работы, устроить новый иконостас, приобрести церковную утварь, благоустроить прилегающую к храму территорию. Примерно к концу 2008 года храм окончательно достроили.

- Несмотря на то, что храм новосозданный, у вас есть особая святыня. Мы однажды упоминали о ней на страницах альманаха, но, думаю, сейчас стоит подробнее рассказать об этой иконе.

Икона «Собор святых покровителей воинства российского»
Икона «Собор святых покровителей
воинства российского»

Когда мы вели работы по изготовлению иконостаса, то не могли определиться с одной иконой. Все иконы были определены, а одно место в первом ярусе иконостаса, слева от северных врат, оставалось. Поскольку храм наш гарнизонный, хотелось написать икону кого-нибудь из покровителей русского воинства. Я начал искать в Интернете материалы по этой теме. На сайте синодального отдела Русской православной церкви по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами «www.pobeda.ru» я нашел статью про кокарду, которую носят наши воины на головных уборах – так называемый «орех».

Эта кокарда пришла к нам еще из царской армии и имеет в себе 32 луча. И, оказывается, мистический смысл этого в том, что 32 святых в царстве небесном молятся за российское воинство. Далее был приведен список святых, но их было больше, чем 32, так как есть и новопрославленные воины-святые. Так возникла идея написать икону «Собор святых покровителей воинства российского», которой еще никогда не было в истории Церкви. Мы начали переписку с иконописцами и через некоторое время пришли в концепции написания будущей иконы.

В центре решили разместить образ Пресвятой Богородицы «Порт-Артурская». В руках Она держит «Спас Нерукотворенный» – лик Спасителя на плате, благословляя русское воинство. На заднем плане иконы изображен храм как образ соборности Руси. Справа и слева от Матери Божией рядами располагаются святые покровители русского воинства. Следующим сложным моментом оказалось расставить святых по чину почитания в Церкви. Это сделала подруга моей матушки Наталья, отец и брат у которой военные.

После получения благословения митрополита Ювеналия на написание и тиражирование иконы иконописцы приступили к работе. К августу 2008 года икона была написана мастерами из города Новомосковска Тульской области. В храм она прибыла после войны в Южной Осетии. Официальное освящение иконы состоялось на встрече командиров воинских частей, расположенных на территории Ленинского района, с духовенством Видновского благочиния, окормляющим эти части, 26 февраля 2009 года, в день 15-летия принятия мной Святого Крещения.

- Познакомьте нас подробнее с приходской жизнью храма св. блгв. князя Александра Невского в настоящем времени.

Будни военного священника. Храм в честь Святого благоверного князя Александра Невского в гарнизоне Петровское
Храм в честь Святого
благоверного князя Александра Невского
в гарнизоне Петровское

Особенностью храма является то, что он находится на территории военного городка. В будни практически все жители находятся или на работе, или на службе, поэтому богослужения мы совершаем по воскресным и праздничным дням. Накануне в 17.00 совершается Всенощное бдение, утренняя служба начинается в 8.30. При храме работает воскресная школа. Но в этом вопросе мы еще находимся в поиске: когда лучше проводить занятия, в какой форме. К сожалению, верующих семей, которые живут в городке и имеют детей школьного возраста, немного. Этим детям удобнее заниматься по субботам после школы. Малышей растет много, бывает, что на причастие в воскресный день приходит около 20-25 младенцев. С ними, конечно, лучше заниматься в воскресенье, и то только с теми, кто уже по возрасту своему способен заниматься. В этом году впервые поводили приходской Рождественский и Пасхальный праздники, всем очень понравилось. Ну а в будние дни я посещаю военнослужащих гарнизона Петровское, встречаюсь с офицерами. В ноябре прошлого года я был назначен на должность помощника командира бригады по работе с верующими, так что теперь приходится посещать подразделения нашей бригады, расположенные и в других благочиниях.

- Как именно влияет на военнослужащих существование в части православного храма?

Будни военного священника. На пасху в воинском храме
На пасху в воинском храме

Храм в воинской части – это роскошь. Многие воинские части хотели бы построить у себя храмы, но это не так просто. Изменить сознание военных, которые особенно были подвергнуты партийной «обработке» непросто. Они должны привыкнуть к священнику, научиться видеть в нем своего коллегу по воспитательной работе. В прошлом году в понедельник на Светлой Седмице я взял корзину с освященными яйцами и пошел в штаб поздравлять военных. Когда я заходил в кабинеты с пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», многие застывали в изумлении, а когда я им протягивал яичко, представьте, что с ними творилось?!

В некоторых кабинетах нашего штаба до сих пор висят портреты «дедушки Ленина». Вообще наши воины обделены вниманием. Они должны строиться, равняться, выполнять боевые задачи. А что у них в душе, чем они живут, что у них в семье, – этим никто не занимается. Причем внимание нужно и солдатам, и офицерам, и когда они услышат слово утешения, то становятся мягче, менее раздражительны, стараются не сквернословить.

Безо всякого сомнения, общение со священником на людей военных действует благотворно и дает свои плоды. Несколько лет назад я венчал в нашем храме заместителя командира бригады по воспитательной работе полковника Ю.В. Одинокова с его супругой. Попросил его прийти на венчание в парадной форме, ведь таинство венчания – это большой праздник для супругов. Причащаться, к сожалению, ходят немногие. В основном на Рождество, на Пасху. Кто-то впервые исповедуется и приступает к Святым Тайнам и делает это, проходя воинскую службу по призыву.

- Существуют ли межрелигиозные проблемы и как они решаются? Вообще происходит ли у Вас какое либо общение с неправославными военнослужащими и в чем оно заключается?

В настоящий момент комплектовании войск по призыву происходит по военным округам. Наша бригада относится к Западному военному округу, поэтому военнослужащие по призыву, исповедующие мусульманство и буддизм попадают к нам нечасто. Как помощник командира бригады по работе с верующими военнослужащими, я общаюсь со всеми. Задача состоит не в том, чтобы обратить их в православие, а помочь достойно пройти военную службу. Когда я веду беседы с военнослужащими, в числе которых есть мусульмане, то не отделяю их от православных, а стараюсь спросить, как в их вероисповедании трактуются те или иные моменты или действия. Если возникают религиозные проблемы с этими ребятами, им организовывают встречу с представителями мусульманского духовенства. В моей практике таких случаев еще не было, но в бригаде были. И это приносило свои плоды: они начинали делать все, что положено воину на военной службе.

- А как влияет служба в армии на молодых призывников, как правильно отнестись к службе тем, кто страшиться этого, и родителям, переживающим за своих детей?

У меня самого за плечами 8 лет военной службы, и на личном опыте я знаю, что армия из юноши делает мужчину. Он учится жить в коллективе, вдали от папы с мамой, учится быть самостоятельным. Мне, например, очень помогла армейская закалка, когда я приехал в Москву. Многие мои знакомые, которые имеют свои фирмы, обращают внимание на то, служил или не служил в армии приходящий устраиваться на работу молодой человек. И чаще всего предпочтение отдается служившему. Поэтому бояться армии не надо. Перед отправкой, конечно, нужно прийти в храм, отслужить молебен и взять благословение священника на ратную службу. Родители должны молиться за свое чадо каждый день. Желающие могут приехать к нам в храм и взять икону «Святых покровителей воинства российского». Сегодня военнослужащий может связаться с родителями в любой момент по мобильному телефону, и служить ребятам предстоит только год, а не два, как раньше.

- Вы являетесь ответственным по Видновскому благочинию за сотрудничество с правоохранительными учреждениями и воинскими частями. Расскажите, как происходит взаимодействие, какие плоды оно приносит, кто в этом участвует?

Ежегодно мы проводим встречи командиров воинских частей и представителей правоохранительных органов с духовенством благочиния. В настоящий момент на территории Ленинского муниципального района остались Управление внутренних дел, изолятор временного содержания и Управление 5-ой бригады Воздушно-космической обороны. Эти встречи помогают познакомиться нам с военными, поближе узнать друг друга, что-то подсказать, поделиться опытом совместной работы.

Результатом встречи является подписание планов взаимодействия между воинскими частями и приходами, их окормляющими, на год. Согласно этим планам священники прибывают в подразделения и воинские части для совершения бесед, молебнов, освящения помещений и военной техники. Ведь военные и полицейские постоянно на службе, и посетить храм им бывает порой некогда. А когда в часть приезжает священник, можно у него выяснить какие-то вопросы, попросить освятить квартиру, машину и т.д.

- Наверное, сложились какие-то добрые традиции совместных праздников или встреч?

Священники также посещают торжественные мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества или Дню рода войск, выступают с поздравительными словами, привозят подарки. Регулярно священнослужители посещают отправку призывников Ленинского района к местам службы и благословляют ребят на воинское служение. В прошлом году клириками благочиния было совершено освящение нового здания ГАИ. На праздник Крещения Господня я окропил крещенской водой здание УВД. Стало доброй традицией вручать офицерские звания полицейским после молебна перед иконой святого великомученика Георгия Победоносца в Георгиевском храме г. Видное. Регулярно протоиерей Димитрий Шпанько посещает изолятор временного содержания, где служит молебны и беседует с задержанными.

- Какие трудности и их решения существуют?

Трудности, наверно, в финансах. Надо где-то брать средства на иконки и молитвословы для воинов. Я стараюсь просить помощи у своих товарищей, с которыми служил в армии, у благотворителей, которым не все равно, что происходит с нашими Вооруженными силами, и, слава Богу, такие люди есть.

Будни военного священника. Эскадренный миноносец Северного флота «Гремящий»

- Очень хотелось бы узнать о дружеских отношениях с командой эскадренного миноносца «Гремящий» Северного флота.

Отношения с подшефным Ленинскому району эскадренным миноносцем Северного флота «Гремящий» – это отдельная страничка в жизни не только нашего прихода, но и в жизни всего нашего района, Видновского благочиния, а также моя личная. Напомню, что шефские связи с кораблем были установлены 16 лет назад стараниями ветерана Великой Отечественной войны Николая Григорьевича Алексеева. К сожалению, он отошел ко Господу в августе 2007 года. Сейчас я поддерживаю связь с семьей Николая Григорьевича, регулярно посещаю его могилу и служу литии.

На корабль я впервые поехал в составе шефской делегации района летом 2007 года. И буквально «влюбился» во флот. Особенно импонируют строгость и жесткая вертикаль власти на корабле, ведь корабль – это одно целое, и от действий каждого моряка зависит жизнь всего экипажа. Очень красива северная природа, и люди, живущие на русском Севере. Роднясь с этой природой, и люди становятся более открытыми, чем сухопутные воины.

Будни военного священника. На миноносце «Гремящий»
На миноносце «Гремящий»
 

За пять лет я уже 10 раз ездил на подшефный корабль. Познакомился со многими офицерами и командирами кораблей. Многие из них, проезжая через Москву, приезжают к нам в храм. У нас в гостях были командир 43 дивизии ракетных кораблей контр-адмирал Турилин Александр Васильевич, командир «Гремящего» гвардии капитан первого ранга Набока Андрей Валерьевич, заместитель командира «Гремящего» по воспитательной работе гвардии капитан второго ранга Ершов Игорь Васильевич, старший помощник командира «Гремящего» гвардии капитан второго ранга Агаев Видади Адалович (во святом Крещении Димитрий), командир тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» капитан первого ранга Ф. В. Меньков, командир эскадренного миноносца «Адмирал Ушаков» капитан первого ранга О. А. Гладкий, а командир ракетного крейсера «Маршал Устинов» капитан первого ранга Неклюдов Игорь Владиславович со своей супругой Валентиной венчались в нашем храме 4 ноября 2009 года.

Будни военного священника. С экипажем «Гремящего»
С экипажем «Гремящего»
 

Стало доброй традицией начинать торжественное собрание экипажа, посвященное Дню корабля или Дню Военно-морского флота, с благодарственного молебна о здравии экипажа. Конечно, в поездках мы поддерживали своих земляков-видновчан, служивших на гвардейском эсминце, привозили им подарки, посылки из дома, письма. Некоторые из отслуживших ребят посещают наш храм. И каждую поездку происходит что-то особенное, какая-то встреча или событие, словно художник рисует мазками картину, добавляя все новые и новые подробности. Так, например, зимой 2009 года на день корабля мы привезли и подарили экипажу именную рынду с надписью «Гремящий». Около 15 военнослужащих за это время приняли святое Крещение на борту корабля.

Будни военного священника. На палубе миноносца «Гремящий» во время торжественного построения
На палубе миноносца «Гремящий» во время торжественного построения
 

- Наверняка происходило что-то интересное!

Сложилось так милостью Божией, что в нашем храме есть частицы мощей святых покровителей Военно-морского флота – святого апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца и святого праведного воина адмирала Феодора Ушакова. Попали они к нам в разное время. Я ездил на подшефный корабль и брал иконы с мощами с собой для совершения перед ними молебнов. Когда собрались частицы всех трех покровителей (это было в 2009 году), я повез эти иконы на корабль. И вот когда мы возвращались с Дня ВМФ, наш самолет взлетел с аэропорта Мурманска в 4.30 утра и с иллюминатора ветром сдуло капельки воды, он стал сухим. Надо мной, на багажной полке, лежали иконы с мощами. Я немного поснимал на фотоаппарат забортные пейзажи и заснул. Перед посадкой в Москве нас разбудила стюардесса.

Будни военного священника. Соборование личного состава.
Соборование личного состава

Когда я проснулся, то увидел на иллюминаторе с наружной стороны самолета крестик изо льда. Повторю, что после взлета иллюминатор был сухим. Я успел несколько раз сфотографировать крестик, так как при снижении он растаял. Когда изображение увеличили, крестик стал похож на ангела. Наверно, таким образом Господь поддерживает нас и благословляет труды по окормлению российского воинства!

Следующий случай произошел два года назад, когда День войск противовоздушной обороны пришелся на праздник Антипасхи (в народе этот праздник называют Красной горкой). У нас в части собрались многочисленные гости: ветераны ПВО, многочисленные друзья командира дивизии, офицеры войск ПВО, которые со многих концов нашей страны приехали к этому дню в Москву и готовились к учебным стрельбам на полигоне Ашулук в Астраханской области.

Командование дивизии пригласило меня на праздничный прием в честь Дня ПВО. Перед тем как отправиться к воинам, я одел под рясу свой офицерский китель, который у меня сохранился после увольнения из Вооруженных сил. На трапезе мне дали слово для поздравления воинов. После поздравительных слов кто-то из присутствующих сказал, что видел идущего по дороге батюшку, и на плечах у него были погоны. «Хотите погоны, - сказал я – будут вам погоны», – и снял рясу. Все присутствующие на праздновании буквально замерли от неожиданности.

В продолжение праздника ко мне подошел полковник Козин Дмитрий Владимирович, который служил с командиром дивизии еще на Дальнем Востоке. Мы познакомились. Выяснилось, что он некрещеный. После этого он несколько раз приезжал к нам в храм, мы с ним вели разговоры о вере. Он был очень начитанный, но что-то ему мешало принять святое Крещение. Один раз он привез свою супругу. Оказалось, что они жили вместе уже 5-й год, и у них не было детей. Я посоветовал им съездить с г. Суздаль. Там в одном их храмов есть икона Божией Матери «Самарская – дарующая материнство».

Будни военного священника. Молебен в гарнизоне Петровское.
Молебен в гарнизоне Петровское

После поездки к иконе полковник принял святое Крещение, и буквально на первой неделе после принятия Таинства они с супругой зачали младенца. Родился он на праздник Сретения Господня, 15 февраля 2011, а крестили мы его в Вербное Воскресенье с именем Евгений. Счастливое семейство приезжает к нам в храм на богослужения, и неоднократно полковник говорил, что если бы не та наша встреча на праздновании Дня ПВО, он до сих пор бы не принял святое Крещение.

- Вы только вернулись с рабочей командировки. Как она состоялась?

С 15 по 25 мая в Санкт-Петербурге на базе филиала Военной академии тыла и транспорта проходили сборы помощников командиров соединений и частей по работе с верующими военнослужащими. Там собрались священники со всей страны, которые состоят на должностях. Пока таких 21 или 22 человека. Организаторы сборов имели целью помочь призванным в армию священникам влиться с армейскую жизнь. С нами проводили занятия по медицинской подготовке, так как военный священник во время боевых действий должен находиться при лазарете и уметь оказать первую медицинскую помощь, рассказали об устройстве Вооруженных сил России, показывали различную военную технику. Мы посмотрели, как на практике организовать походный храм в палатке. Среди участников сборов был так же и мулла, призванный в Южном военном округе. В свободное от занятий время мы посещали святыни и достопримечательности Петербурга. В Неделю о слепом служили с кафедральном Казанском соборе, а на праздник Вознесения Господня совершили соборное богослужение в Александро-Невской лавре. Ну и самое главное то, что мы познакомились между собой.

- Скажите о планах на будущее?

Будни военного священника. Пастырская работа с призывниками в гарнизоне Петровское..
Пастырская работа с призывниками
в гарнизоне Петровское.

В начале этого года на судостроительном заводе в Петербурге заложен новый корпус корвета «Гремящий», и в этом или следующем году состоится его спуск на воду. Хотелось бы, конечно, поучаствовать в этом мероприятии.

- Отец Дмитрий, у Вас есть возможность обратиться со страниц альманаха к российским воинам и сказать им что-то от сердца.

Хотелось бы пожелать нашим воинам крепости духа, сил и терпения. Реформа в армии – это дело не простое. Надо стараться сохранить свои добрые качества и остаться патриотами, не подпадать под любое влияние извне, не растерять духовные ценности. То есть стоять на рубеже не только физическом, но и духовном. А в несении этого служения не забывать о Боге.

- Большое спасибо за интересный рассказ. Помогай Вам Господь в нелегких трудах.

Беседовал иеромонах Софроний (Горохольский)

 
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Московская епархия Русской Православной Церкви Православие.Ru
Яндекс.Метрика